Разделы и подразделы тем
итогового сочинения 2023-2024
- 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 1.1 Внутренний мир человека и его личностные качества
- 1.2 Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
- 1.3 Познание человеком самого себя
- 1.4 Свобода человека и ее ограничение
- 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 2.1 Семья, род; семейные ценности и традиции
- 2.2 Человек и общество
- 2.3 Родина, государство, гражданская позиция человека
- 3. Природа и культура в жизни человека
- 3.1 Природа и человек
- 3.2 Наука и человек
- 3.3 Искусство и человек
- 3.4 Язык и языковая личность
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Темы сочинений:
- - Справедливость и гуманность: возможен ли компромисс?
- - Какое предательство можно назвать самым страшным?
- - Может ли доброта быть корыстной?
- - Какую жизненную цель можно назвать благородной?
- - Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?
- - Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Темы сочинений:
- - Как становятся героями на войне?
- - Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?
- - Семейные ценности и их место в жизни человека.
- - В чём может проявляться любовь к Отечеству?
- - Возможно ли достигнуть всеобщего счастья?
- - Неизбежен ли конфликт между поколениями?
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Темы сочинений:
- - Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- - Почему люди отстают от цивилизации?
- - Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?
- - Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- - Чему человек может научиться у природы?
- - Почему в наше время ещё актуальны театры?