Разделы и подразделы тем
итогового сочинения 2023-2024

     

  1. 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
    • 1.1 Внутренний мир человека и его личностные качества
    • 1.2 Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
    • 1.3 Познание человеком самого себя
    • 1.4 Свобода человека и ее ограничение
  1. 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
    • 2.1 Семья, род; семейные ценности и традиции
    • 2.2 Человек и общество
    • 2.3 Родина, государство, гражданская позиция человека
  1. 3. Природа и культура в жизни человека
    • 3.1 Природа и человек
    • 3.2 Наука и человек
    • 3.3 Искусство и человек
    • 3.4 Язык и языковая личность

 

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела

 - связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

 - нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

 

Темы сочинений:

  1. - Справедливость и гуманность: возможен ли компромисс?
  2. - Какое предательство можно назвать самым страшным?
  3. - Может ли доброта быть корыстной?
  4. - Какую жизненную цель можно назвать благородной?
  5. - Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?
  6. - Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

 

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела

- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;

 - побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

 

Темы сочинений:

  1. - Как становятся героями на войне?
  2. - Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?
  3. - Семейные ценности и их место в жизни человека.
  4. - В чём может проявляться любовь к Отечеству?
  5. - Возможно ли достигнуть всеобщего счастья?
  6. - Неизбежен ли конфликт между поколениями?

 

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела

- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

- нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;

- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

 - позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;

- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

 

Темы сочинений:

  1. - Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  2. - Почему люди отстают от цивилизации?
  3. - Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?
  4. - Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  5. - Чему человек может научиться у природы?
  6. - Почему в наше время ещё актуальны театры?